Крещение

Эллет Ваггонер

Крещение и его суть «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19).

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16).

В этих двух текстах нам показана суть крещения. Давайте же выясним из Писаний, что оно собой знаменует, и таким образом откроем для себя его природу и нашу нужду в нём.

Тот факт, что суть крещения не ограничивается только внешними церемониями, отмечен в 1-м послании к коринфянам (12:13): «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Здесь, как и везде, мы узнаём, что «тело принадлежит Христу». Тело же, в которое мы крестимся, ясно показано в послании к галатам (3:27), где мы читаем: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».

Мы часто слышали о том, что посредством крещения мы становимся Христовыми, становимся наследниками по обетованию. Посредством крещения мы облекаемся во Христа, Который является Дверью нашего спасения. Крестившись в Его тело мы присоединяемся к Его церкви, ибо церковь – это тело Христово (смотри Ефесянам 1:22, 23; Колоссянам 1:18). И поскольку это единство достигается только благодаря Духу Святому, очевидно, что крещение – это нечто большее, чем просто форма, и что только члены истинной церкви Христа имеют Духа Христова (смотри послание к римлянам (8:9)). Это ни в коем случае не должно принижать значение буквального обряда крещения, или единства с видимой церковью. Мы просто желаем указать на тот факт, что одна только форма – это ещё не всё.

Поскольку крещением мы объединяемся со Христом, - облекаемся во Христа, - то возникает очень важный вопрос: На каком этапе мы соединяемся со Христом, то есть на какой стадии Его служения мы становимся едиными с Ним? Ответ на этот вопрос содержит в себе ключ к пониманию всего вопроса крещения. Ответ на него мы читаем в послании к римлянам (6:3,4), где сказано: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».

Именно смерть Христа объединяет нас с Ним. Это и есть та церемония бракосочетания, посредством которой мы объявляем о нашем единстве со Христом. Апостол Павел пишет: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». (2-е послание к коринфянам,11:2). Прямо как в бракосочетании два человека объединяются, так что они уже не двое, но одна плоть, так и мы, облекаясь во Христа, становимся едиными с Ним. Павел, объявляя о том, что человеку надлежит оставить отца и мать и прилепиться к жене своей, так что они оба будут одной плотью, добавляет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефесянам 5:32). Но в нашем союзе со Христом Его личность доминирует; мы же покоряемся Ему, или растворяемся в Нём, так что этой «одной личностью» являемся не мы, а Христос.

Крещение знаменует собой смерть и воскресение Христа; но оно также символизирует и наше принятие этой жертвы, а также тот факт, что мы разделяем с Ним Его смерть и воскресение. Если мы желаем прославиться со Христом, то нам предстоит и страдать с Ним (Римлянам 8:17). Нам нужно разделить с Ним Его страдания, сообразуясь смерти Его, а также познать силу Его воскресения (Филиппийцам 3:10). Давайте же проследим весь путь этого великого преобразования.

Все согрешили, и лишены славы Божьей (Римлянам 3:23). Поскольку все согрешили, над всеми навис приговор осуждения. Этот приговор является смертным приговором, ибо возмездие за грех – смерть (смотри послание к римлянам 5:12,18; 6:2,3). Каждый человек, который не верит во Христа, уже осуждён (Иоанна 3:18). Смертный приговор уже нам вынесен, и наша жизнь уже потеряна нами. Уступив сатане, мы продали себя ему, а взамен не получили ничего. Писание говорит: «за ничто были вы проданы» (Ис.52:3). Поэтому мы не имеем права ни на какую жизнь. Даже эта жизнь, которую люди сейчас имеют, им не принадлежит. Люди сами отдали её вместе с самими собой во власть сатаны. И поскольку грешники приговорены к смерти и потеряли право на жизнь, то, по свидетельству Писания, всякий неверующий в Сына Божьего не увидит жизни (Иоанна 3:36). Такой человек никогда не будет иметь жизнь сам по себе.

Но в том же тексте Писания, где сказано: «за ничто были вы проданы», также сказано: «и без серебра будете выкуплены». Христос – Искупитель. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евреям 2:14,15). Христос пришёл взыскать и спасти погибшее. Он пришёл дать жизнь тем, кто продал свою жизнь сатане. Он, Сильнейший из сильных, пришёл и вошёл в темницу сатаны, чтобы освободить его пленников.

«…без серебра вы будете выкуплены».

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:18,19). За деньги нельзя купить жизнь даже одного человека. За жизнь можно предложить только жизнь; к тому же единственная жизнь, которая смогла искупить потерянную нами жизнь – это жизнь Христа. Он мог искупить нас, только отдав Свою жизнь за нашу жизнь. Это означает, что Он отдал Свою жизнь нам, если мы только принимаем её. Он имеет жизнь в самом Себе. Он мог отдать Свою жизнь и снова принять её. Когда Он был в могиле, могила не смогла удержать Его (Деяния 2:24). Этим он и отличался от человека. Если человек отдаст свою жизнь в качестве возмездия, то у него ничего не останется. Но Христос, чья жизнь более ценна, чем жизнь всех сотворённых существ, может отдать Свою жизнь и при этом иметь столько же жизни, сколько имел до этого. Уплатив возмездие, Он ещё может и нам дать жизнь вместо нашей потерянной жизни. Если мы принимаем Его жизнь, мы уверены в будущей жизни, независимо от того, что случится с этой жизнью.

Но для того, чтобы получить Его жизнь, которая неподвластна сатанинской силе, нам нужно признать, что наша жизнь потеряна нами, и что в нас нет никакой праведности, которая могла бы хоть чем-то посодействовать нашему искуплению. Зная, что эта жизнь так или иначе нам не принадлежит, нам нужно быть готовыми отдать её в руки Христа, чтобы принять Его жизнь взамен. Это будет самым разумным выбором. Мы же имеем выбор либо отдать свою жизнь сатане, не получив ничего взамен, либо отдать её Христу, и получить взамен Его жизнь. Казалось бы, каждый, не колеблясь ни секунды, должен выбрать последнее; однако нет такого человека, который без борьбы отдавал бы свою никчемную и потерянную жизнь взамен на жизнь Христову. Умирать не очень-то хочется, и поэтому люди желают отдалить час своей смерти как можно больше, либо убедить себя в том, что умирать им не придётся вообще. Причина этого в том, что потеря этой жизни означает потерю всего, что к ней относится. Всё, что связано с нашим «я» должно покинуть нас с этой жизнью. Апостол Павел пишет: «те, которые Христовы, распяли плоть с её страстями и похотями» (Гал.5:24, новый перевод) Эта отдача своей жизни взамен на жизнь Христову описывается в разных формулировках как покорность Ему, готовность служить Ему, подчинение себя Богу и так далее. Возникает вопрос: «Как нам покориться Богу?» Это просто. Взгляните на свою жизнь, посмотрите на то, что в этой вашей естественной жизни с вами происходит, на те дела, которые вы делаете по своей природе. Вспомните о тех привычках, к которым вы пристрастились, которые даже по вашему убеждению нельзя считать христоподобными, которые навлекают на вас осуждение, - осуждение вашего же собственного сердца. Вы конечно знаете о том, что вы делаете. Вы неоднократно пытались победить эти привычки, избавиться от них, но обнаружили свою неспособность сделать это. Тем не менее, вы искренне желаете быть свободными. Вы предпочитаете иметь жизнь Христову, чем идти своими путями. Поэтому вы говорите: «Вот я, Господи. Возьми меня такого, какой я есть; я отдаю себя в Твои руки, чтобы Ты исполнял во мне Свою волю; возьми все эти беззакония от меня той силой, которая исходит только от Тебя».

Таков как есмь, исполнен зла, Но кровью Ты омыл меня.

И Ты к Себе влечёшь меня. О, Агнец Божий, я иду.

Таков как есмь, и слеп и наг. Бессилен, правды долгий враг, Прости меня, ведь Ты так благ, О Агнец Божий, я иду.

Итак, наконец, мы покорились. Мы отдали себя Господу, и приняли взамен Его самого. Как же мы Его получаем? Мы не можем ничего сказать об этом процессе. Мы только знаем, что это происходит верой. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). Христос пребывает в сердце верой (смотри Ефесянам 3:17). Всё, что нам нужно сделать со своей стороны – это уступить, смириться, покориться Господу полностью, искренне и без остатка, желая, чтобы Его пути заняли место наших путей, и веруя в то, что Он отдаёт Себя нам, как и обещал. И теперь мы погребаемся с Ним крещением в Его смерть, свидетельствуя тем самым о том, что старая жизнь покинула нас, ветхий человек распят с Ним, и мы принимаем жизнь Христа, в Котором мы воскресаем, чтобы ходить в новой жизни.

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:1-3).

«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

«зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6) «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и истинной святости» (Еф.4:22-24).

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Разве эти тексты не открывают нам ясную правду о том, что, принадлежа Христу мы принимаем Его жизнь взамен на нашу? Дело не просто в том, что Христос отдал Свою жизнь для того, чтобы нас искупить, а в том, что Он отдал Свою жизнь нам самим; наша жизнь уже нам не принадлежит, и мы фактически мертвы, «мертвы по преступлениям и грехам», а Он даёт Свою жизнь нам, чтобы мы имели «жизнь с избытком». Следовательно, именно жизнь Христа в нас встречается с искушениями сатаны и исполняет волю Отца. Но Иисус вчера, сегодня и вовеки тот же. Поэтому жизнь, которая даётся нам, будет иметь те же характеристики, что и Его жизнь в то время, когда Он лично присутствовал на земле; Его жизнь в нас должна быть такой же сильной и устойчивой к искушениям, как и тогда, когда Он жил в Иудее.

Как же нам жить этой жизнью? – Точно также как мы приняли её – верой. Прочтите внимательно и запомните следующие тексты: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Колоссянам 3:1).

«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:8-11).

«и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).

«ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:9-12).

Для этой новой жизни мы, приняв жизнь Христову, помним о том, что теперь жизнь должна быть не наша, а Его. Затем тот же дух самоотречения, который привёл нас к принятию Христа, должен продолжать всегда руководить нами, чтобы Христос остался в нас. Нам необходимо молиться не только о том, чтобы Он сотворил в нас чистое сердце, но также и о том, чтобы в нас был обновлён дух постоянства и стойкости. Как же нам удержать Христа в нас? – Точно также как мы приняли Его и как воскресли с Ним, - через веру в дела Бога, Который воскресил Его из мёртвых. Это значит, что с ревностным желанием откровения Его жизни в нас мы полагаемся на Его жизнь верой в ту силу, которая воскресила Христа из мёртвых. Мы знаем, что та же самая сила, которая воскресила Иисуса из мёртвых, может оживить и нас; ибо для этого собственно Христос и воскрес. Он «предан за беззакония наши, и воскрес для оправдания нашего».

Вот что имеет ввиду Павел, когда он выражает желание, чтобы мы «познали Его, и силу воскресения Его» (Филиппийцам, 3:10). Вот чего он желает нам, когда молится о том, «дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых…» (Еф.1:18-20).

Не может быть большего проявления силы, чем та, что требуется для воскресения мёртвого. Это творческая сила. И именно эта сила дана нам во Христе. Принятие этой силы мы признаём когда погребаемся с Ним в крещении в Его смерть, и воскресаем в Нём. Как верно то, что именно этой Его божественной силой «даровано нам всё для жизни и благочестия» (2 Петра 1:3)! Проявление силы Христовой жизни в нашей жизни и даёт нам твёрдую надежду на вечную жизнь с Ним. Ибо апостол говорит: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1Петра1:3-5).

Нужно ли нам уделять внимание вопросу способа крещения и вопросу о том, кто подлежит крещению? Мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет». Только те, кто веруют, являются подходящими кандидатами на крещение. Это ни в коем случае не означает, что только взрослые люди могут принимать крещение, ибо каждый ребёнок может иметь искреннюю и разумную веру во Христа. Вера убелённого сединой старца должна быть такой, как у малого дитяти. Но каким бы старым или молодым ни был кандидат, вера является условием для крещения.

В отношении способа крещения мы не видим никакой нужды в большой дискуссии. Крещение – это похороны, выразительный символ полного сокрытия нашего «я» во Христе. Мы так и читаем: «…погребённые с Ним крещением в смерть». Это было бы невозможно, если бы крещение совершалось кроплением. Когда крещение названо похоронами, то больше об этом нет нужды говорить. Само это слово точно описывает суть, и никак не может относиться к кроплению. Однако нет никакой нужды обсуждать способ крещения с тем человеком, который не собирается принимать крещение. Такому человеку сначала нужно открыть нужду во Христе; и когда он подойдёт к решению о своей полной покорности воле Христовой, когда он полностью покорится Господу, только тогда появляется необходимость обсуждать этот вопрос. И такой человек с радостью примет Христа вместе с тем способом крещения, который предусмотрен самим Богом. Пусть Бог благословит всех читающих эти строки, чтобы они не просто ознакомились с фактом, но и познали силу воскресения Христова на деле.

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».